Богослужение возглавил ключарь собора, иер. Максим Лихонин в сослужении духовенства собора.
Богослужебные песнопения исполнил хор Калужской духовной семинарии
Богослужение возглавил ключарь собора, иер. Максим Лихонин в сослужении духовенства собора. Богослужебные песнопения исполнил хор Калужской духовной семинарии
«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2:14)
Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Сегодня мы вновь слышим пение ангельского хора, возвещающего радостную весть о пришествии в наш мир Христа Спасителя. Радовались ангелы и появлению этого мира в его первозданной красоте, как сказано в Писании: когда Бог «положил краеугольный камень» земли, «при общем ликовании утренних звезд, ...все сыны Божии восклицали от радости» (Иов 38:6,7). Так Адам и Ева преисполнялись радостью в ожидании своего первенца. Ведь в нем они надеялись обрести обещанного Богом мессию, который вернет им утраченный рай, поразив главу искусителя (см. Быт. 3:14—15). В искаженном грехом мире прародители искали прибежище для появления своего чада. Так же скитальческим было вхождение в мир Богомладенца Христа. Однако первый родившийся от жены человек не оправдал надежд Адама и Евы, а рожденный Пречистой Девой Сын Божий победил диавола и стал спасением для всех людей. Волхвы спешат принести Ему пророческие дары как Царю и Богу, пришедшему на землю, чтобы добровольно претерпеть смерть ради возвращения человека в рай. А Христос опережает их Своими дарами, о которых поют ангелы. Это мир и благоволение. Как объясняет святитель Григорий Палама, благодаря воплощению Бога Слова, «мир, который заключает в себе также и Его благоволение, ...дается как совершенный и неизменный всякому народу и всем желающим». Желающий принять мир Христов (см. Ин. 14:27) живет по Его законам и духу Евангелия, чуждому губительного самомнения и самонадеянности. Так пишет апостол Павел: «Когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве» (1 Фес. 5:3). Причиной неминуемого приближения конца человеческой истории является духовная энтропия — оскудение евангельской любви к Богу и людям, а отнюдь не научно-технический прогресс. В развитии наук и технологий реализуется творческий дар человека. Наделенный при создании самым высоким достоинством — образом и подобием Божиим, человек призван преображать этот мир, улучшать его, одновременно совершенствуясь в любви к его Творцу. Трудно описать все блага, которые стали доступны благодаря научным открытиям и разработке технических решений их использования. Сегодня, например, всякий жаждущий услышать «глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68) может насытиться ими в полной мере разными способами. Современные цифровые технологии дают возможность читать и слушать на всех языках Священное Писание, знать его историю, святоотеческие толкования и наставления, церковные проповеди, жития святых и другую духовную литературу, чтобы научиться исполнять волю Божию в любых жизненных обстоятельствах. В наши дни побеждены многие опасные болезни, голод от неурожая и стихийных бедствий. Много сделано, чтобы сохранить здоровье человека в любом возрасте, спасти жизнь роженицы и ребенка. А ведь еще полтора века назад детская смертность обгоняла всю остальную. Зная обетование Божие о рождении Мессии, диавол издревле ополчился на младенцев, воздвигая на них болезни и смерть, внушая их родителям страхи и опасения, делая их рождение нежелательным под разными предлогами. Как во времена пришествия Спасителя диавол был посрамлен Богомладенцем, так и теперь он посрамляется каждым новорожденным, беспрепятственно приходящим в мир, получающим христианское воспитание и благодать церковных таинств. Будем же с радостью принимать каждый дар жизни и молиться за физическое и духовное здоровье детей. Иначе ничто не будет отличать нас от Ирода, который настолько прикипел сердцем к вольготной жизни, что ради ее сохранения умертвил невинных младенцев. Сам Христос благоволил прийти в мир через чадородие. Научимся у Него состраданию беременным и кормящим. Спаситель упоминает их, шествуя по Крестному пути (см. Лк. 23:27—31). Помня слова величайшего из пророков: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30), будем трудиться над возрастанием во Христе наших детей и внуков. Через них семья обретает образ рождественского вертепа, где дыханием земнородных согревалось Божественное Слово. Не забудем в эти дни и участников СВО, которые, жертвуя своей жизнью, оставив дома своих родных и близких, защищают нашу Родину, нашу веру и нашу православную культуру. Вспомним их в своих молитвах, поддержим добрым словом и делом их матерей, жен, детей. Совершение дел любви - это исполнение закона Христова. Сердечно поздравляю всех вас с праздником Рождества Христова и желаю вам достойно, с духовной радостью и душевным трепетом, встретить вхождение вечного Бога в быстротечную историю человеческого бытия:
Христос рождается, славите!
Смиренный +КЛИМЕНТ Митрополит Калужский и Боровский, Глава Калужской митрополии
Рождество Христово
Литургию возглавил Митрополит Калужский и Боровский Климент в сослужении духовенства собора. Богослужебные песнопения исполнил хор Калужской духовной семинарии. По окончании Божественной Литургии состоялось торжественное открытие митрополитом Калужским и Боровским Климентом Рождественского вертепа Дети из Православной гимназии города Калуги рассказали рождественские стихи и пропели праздничные песнопения. Вместе с Высокопреосвященнейшим владыкой на открытии Рождественского вертепа присутствовали иерей Максим Лихонин - ключарь собора, иеромонах Феофан (Сурин), а также многочисленные прихожане, жители и гости города. Обращаясь к детям и ко всем, кто пришёл разделить радость приближающегося праздника, митрополит Климент поздравил с наступившим новолетием и с грядущим Рождеством Христовым, после чего, вручил детям шоколадки Литургию совершил иеромонах Феофан (Сурин). Богослужебные песнопения исполнил хор Калужской духовной семинарии. Литургию совершил ключарь собора, иерей Максим Лихонин. Богослужебные песнопения исполнил хор Калужской духовной семинарии. По окончании Божественной Литургии была отслужена заупокойная лития по приснопамятной схимонахине Марии и молебен. Новогодний молебен возглавил митрополит Калужский и Боровский Климент в сослужении ключаря собора, иерея Максима Лихонина и духовенства собора. Богослужебные песнопения исполнил хор Калужской духовной семинарии. По окончании молебна, владыка помазал верующих из лампадки, горящей перед чудотворной иконой Божией Матери. Литургию возглавил иеромонах Алексий (Щукин) в сослужении диакона Максима Тихоцкого.
По окончании богослужения была отслужена заупокойная лития и водосвятный молебен Литургию возглавил ключарь собора иерей Максим Лихонин. Богослужебные песнопения исполнил хор Калужской духовной семинарии Богослужение совершили иеромонах Серафим (Попков), иеромонах Феофан (Сурин). Богослужебные песнопения исполнил хор Калужской духовной семинарии. После прочтения акафиста иерей Максим Лихонин помазал верующих из лампадки, горящей перед чудотворной иконой Божией Матери. Литургию возглавил ключарь собора иерей Максим Лихонин в сослужении протодиакона Алексия Хамтеева.
По окончании богослужения была отслужена заупокойная лития и водосвятный молебен |
|