27 ноября 2024 года
Евангелие от Луки
Лк.15:1–10 (зач. 78).
И ропта́ху фарисе́е и кни́жницы, глаго́люще, я́ко Сей гре́шники прие́млет и с ни́ми яст.
Рече́ же к ним при́тчу сию́, глаго́ля:
Кий челове́к от вас имы́й сто ове́ц, и погу́бль еди́ну от них, не оста́вит ли девяти́десят и девяти́ в пусты́ни и и́дет вслед поги́бшия, до́ндеже обря́щет ю́?
И обре́т возлага́ет на ра́ме свои́ ра́дуяся.
И прише́д в дом, созыва́ет дру́ги и сосе́ды, глаго́ля им: ра́дуйтеся со мно́ю, я́ко обрето́х овцу́ мою́ поги́бшую.
Глаго́лю вам, я́ко та́ко ра́дость бу́дет на небеси́ о еди́нем гре́шнице ка́ющемся, не́жели о девяти́десятих и девяти́ пра́ведник, и́же не тре́буют покая́ния.
Или́ ка́я жена́ иму́щи де́сять драхм, а́ще погуби́т дра́хму еди́ну, не вжига́ет ли свети́льника, и помете́т хра́мину, и и́щет приле́жно, до́ндеже обря́щет?
И обре́тши созыва́ет други́ни и сосе́ды, глаго́лющи: ра́дуйтеся со мно́ю, я́ко обрето́х дра́хму поги́бшую.
Та́ко, глаго́лю вам, ра́дость быва́ет пред А́нгелы Бо́жиими о еди́ном гре́шнице ка́ющемся.
Возлюбленные во Христе братья и сестры!
Каким ценным даром мы обладаем! Даром данной Адаму от сотворения, даром свободной воли, даром свободно любить!
Этот дар, возводящий нас к богоподобному состоянию, требует особого отношения к жизни. Вносит в нее не только блаженство добродетелей при их свободном избрании, но строгого судию – совесть.
Два великих дара – жизнь и право выбора даны человеку. И великая слабость для человечества – отказаться от них по малодушию и маловерию. В «Легенде о великом инквизиторе» Ф. Достоевского мы можем увидеть образец отказа от своей воли ради «человеческого прогресса».
Не признавая себя свободным во Христе, человечество приходит к осмеянию Промысла Божия, выставляет Бога бессильным, в мире подчиненным полному детерминизму. В таком мире человечество наследует уже уготованную судьбу, органично разделяясь на грешников и «ропщущих фарисеев и книжников», мнящих себя праведниками.
Именно такой древний (во многом) недуг врачует в услышанной нами притче Христос. Если в обычной жизни вы радуетесь обретённой в поиске пропавшей овце или драхме, то почему Господа лишаете милосердия даже человеческого уровня? Почему человечество в своем грехе вслед Адама обвиняет Творца «жена ту которую ты мне дал, дала мне запретный плод».
Дай Господь и нам поучаствовать в той радости, которая «бывает пред Ангелы Божиими о едином грешнике кающемся». Приготовимся, к этой радости, молитвенно, прося единого на потребу – Воли Божией.
Будем верными учениками Спаса и возьмем некое подобие от монашества. Монахи отказались от своей воли в добродетели послушания ради имени Иисусова. Проходя послушание, они волят ко спасению, указанному Христом в Евангелии. В наших семьях будем подобным образом склонять свою волю друг перед другом Христа ради. Аминь.
иерей Максим Лихонин