ноября 20, 2024

20 ноября 2024 года

Евангелие от Луки
Лк.12:48-59 (зач. 69)

ВИДЕО
Неве́девый же, сотвори́в же досто́йная ра́нам, бие́н бу́дет ма́ло. Вся́кому же, ему́же дано́ бу́дет мно́го, мно́го взы́щется от него́, и ему́же преда́ша мно́жайше, мно́жайше про́сят {истя́жут}от него́.
Огня́ приидо́х воврещи́ на зе́млю, и что хощу́, а́ще уже́ возгоре́ся?
Креще́нием же и́мам крести́тися, и ка́ко удержу́ся, до́ндеже сконча́ются?
Мните́ ли, я́ко ми́ра приидо́х да́ти на зе́млю? Ни, глаго́лю вам, но разделе́ния.
Бу́дут бо отсе́ле пять во еди́ном дому́ разделе́ни, трие́ на два, и два на три.
Раздели́тся оте́ц на сы́на, и сын на отца́, ма́ти на дщерь, и дщи на ма́терь, свекры́ на неве́сту свою́, и неве́ста на свекро́вь свою́.
Глаго́лаше же и наро́дом: егда́ у́зрите о́блак восходя́щь от за́пада, а́бие глаго́лете: ту́ча гряде́т, и быва́ет та́ко.
И егда́ юг ве́ющь, глаго́лете: зной бу́дет, и быва́ет.
Лицеме́ри, лице́ не́бу и земли́ ве́сте искуша́ти, вре́мене же сего́ ка́ко не искуша́ете?
Что́ же и о себе́ не су́дите пра́ведное?
Егда́ бо гряде́ши с сопе́рником твои́м ко кня́зю, на пути́ даждь де́лание {потщи́ся}избы́ти от него́, да не ка́ко привлече́т тебе́ к судии́, и судия́ тя преда́ст слузе́, и слуга́ всади́т тя в темни́цу.
Глаго́лю тебе́: не изы́деши отту́ду, до́ндеже и после́днюю ме́дницу возда́си.

 

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Удивительное сегодня Евангельское зачало, повествующее о Духе Святом. Начинается оно с предостережения: «кому больше дано, с того больше и спросится». Да, именно нам дано сокровище всего мира, обретенное Церковью в день Пятидесятницы. И каждый член Церкви даст ответ, как он поступил с залогом Духа, данным в Крещении и Миропомазании.

Именно это место в Евангелии яснее всего показывает, что Сын Человеческий пришел благовестить не в духе меланхолии или ипохондрии, а в Духе, подобном огню, поедающему или бурному потоку вод от источника Жизни.

«Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!»  (Лк.12:49) Какое сильное желание Спасителя! Это одно из редких мест, где Он четко обозначает смысл Своего пришествия – ниспослать нам от Отца Духа Святого. Громче было произнесено только «Жажду!» на голгофском Кресте (Ин. 19:28).

Огнь с небес, по мысли прп. Симеона Нового Богослова[1] - это благодать Духа, исполняющая нас в таинстве Евхаристии. Огнь Духа соделывает нас сотелесниками Христу, преобразует по образу и подобию Его.

«Крещением должен Я креститься»: Господь томится в ожидании Голгофы и Креста, открывающих двери сионской горницы снисхождением Духа в виде огненных язык.

Дух Божий не имеет ничего общего с представлениями человека о безмятежном состоянии. Это не приятные состояния восточных медитативных практик, не сон совести, не искоренение желаний.

Это зиждущий поток Жизни, сметающий ветхие храмины, построенные на песке самости, и созидающий Церковь Божию, краеугольным Камнем которой является Христос Сын Божий. «Не мир, но разделение», «пятеро в одном доме будут разделяться» — все это образы действия в нас Духа. Как говорит апостол о благодати Духа, действующей в человеке: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа…» (Евр. 4:12). Так же стоит вспомнить, что в святоотеческой практике числу пять соотносят пять органов чувств. Молитва по Святом Причащении прп. Симеона Метафраста гласит: «чувств просвети простую пятерицу».

 

«Разделение в доме» блж. Феофилакт Болгарский изъясняет как состояние человека, где уму противится рассудок, мысли чувствам. Это то самое море, которому необходимо взволноваться по мысли прп. Иоанна Лествичника (на что указывал и свт. Игнатий Брянчанинов) «Необходимо, чтобы море сие поколебалось, возмутилось и рассвирепело, дабы посредством сего волнения извергнуть на землю хворост, сено и все гнилое, что только реки страстей внесли в него. Рассмотрим внимательно, и мы найдем, что после бури на море бывает глубокая тишина»[2].

Действия в нас Духа доступно к осознанию для каждого человека. Для сомневающихся Господь приводит приметы дождя или зноя, по которым человек судит о будущей погоде. Какова у нас «погода» души? Не превратился ли наш сад в пустыню от нерадения?

В конце Спаситель снова предостерегает нас об ответственности. Нельзя оставаться постоянно в состоянии выбора между Духом и грехом. Об этом пишут и свт. Иоанн Златоуст и св. Василий Великий. Жизнь — это путь, который рано или поздно закончится на Суде Творца. Если по дороге к естественному финалу мы сами не «освободимся от соперника» то есть от страсти греховной, то будем отдавать долг диавольского порабощения после смерти в том месте, которое уготовано падшим духам.

Итак, всего одним местом из Писания мы наставлены к деланию христианскому. Потрудимся, как мудрые Девы в стяжании благодати Духа. Сохраним залог, полученный сегодня в Таинстве Святой Евхаристии. Пусть Плоть и Кровь Его напитают наш душевно-телесный состав, научат всякой правде и попалят прегрешения.

 

Иерей Максим Лихонин