Литургию возглавил иеромонах Серафим (Попков).

Богослужебные песнопения исполнил хор Калужской духовной семинарии  и хор Калужского духовного училища.

По окончании богослужения была отслужена заупокойная лития и водосвятный молебен

ВИДЕО ПРОПОВЕДИ

Возлюбленные во Христе братья и сестры, поздравляю всех со святым Христовым Воскресением. Сегодня мы особо чествуем Крест Господень.

Господь исцелил нас Смертью Своей и Воскресеньем Славным, будем это помнить. И символ смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа – это его Честный Крест.

Некогда Адам согрешив в Раю прятался за деревья. Это мы читаем в книге Бытия, что Адам прятался между деревьев. Интуиция эта правильная - спрятаться за Древо (Жизни). Это была первая реакция Адама на грех свой.

Так вот, сейчас мы с вами можем прятаться за животворящее Древо Креста Господня. Именно Крест Господень, то непоколебимое оружие, та печать, которая пускает нас в «мысленный рай».

По мнению некоторых святых отцов, херувим, который был приставлен в вратам Рая с огненным оружием, это тот самый Деница, который искушал человека. А оружие его — это постоянное смущение мыслей любого человека, который он испытывает в своей жизнь. Огненное оружие пламенное не даёт человеку, по мнению исихастов, подвижников, сосредоточиться человеку на молитве, на памятовании о Боге. Постоянной рассеиваемый уме есть главное оружие Дьявола, как считают подвижники пустыни.

Так вот, именно первый человек, вошедший в Рай, нес с собой Крест Христов. Помним, исповедовал разбойник Христа на кресте и получил Христового утверждение: «ныне же будешь со мною в Раи». Его изображает на иконе, неся свой крест, входит первый человек, после Адама и Евы в Рай.

Вот это оружие, которым раньше смущал всех Дьявол, смущение мыслей, постоянные наваждения, в мыслях. Человек не может устоять в добре, будучи смущаем своими же мыслями, своим памятованием, своим знанием, своим опытом негативным, которым он в жизни приобрёл, все это разрушает Крест Господень.

Как сказал прп. Симеон Новый Богослов, «Все крещеные во Христа Иисуса, получившие дар благодати Святого Духа, должны иметь брань в том числе, имея памятование Божие, воздерживаясь от худых мыслей, воздерживаясь от худых поступков».

Но первое, что мы должны стараться именно памятованием Бога, как Крестом ограждать в свой ум и приходящее к нам помыслы. Во всеоружии их встречать, возлагать на Бога свою надежду. И не сами с ними беседовать, а полагать на них память Божию, крест своеобразный и отпускать всю на Волю Божию. Памятуя, что Христос победил врага силою Креста.

Храни Господь!

Иерей Максим Лихонин