20 января 2025 года
Евангелие от Марка
Мк.9:42–10:1 (зач. 42).
И и́же а́ще соблазни́т еди́наго от ма́лых сих ве́рующих в Мя, до́брее есть ему́ па́че, а́ще облежи́т ка́мень же́рновный о вы́и его́, и вве́ржен бу́дет в мо́ре.
И а́ще соблажня́ет тя рука́ твоя́, отсецы́ ю́, до́бре ти есть бе́днику {без руки́}в живо́т вни́ти, не́же о́бе ру́це иму́щу вни́ти в гее́нну, во огнь неугаса́ющий,
Иде́же червь их не умира́ет, и огнь не угаса́ет.
И а́ще нога́ твоя́ соблажня́ет тя, отсецы́ ю́, до́бре ти есть вни́ти в живо́т хро́му, не́же две но́зе иму́щу вве́ржену бы́ти в гее́нну, во огнь неугаса́ющий,
Иде́же червь их не умира́ет, и огнь не угаса́ет.
И а́ще о́ко твое́ соблажня́ет тя, исткни́ е́, до́бре ти есть со еди́нем о́ком вни́ти в Ца́рствие Бо́жие, не́же две о́це иму́щу вве́ржену бы́ти в гее́нну о́гненную,
Иде́же червь их не умира́ет, и огнь не угаса́ет.
Всяк бо огне́м осоли́тся, и вся́ка же́ртва со́лию осоли́тся.
Добро́ соль, а́ще же соль не слана́ бу́дет, чим осоли́тся? Име́йте соль в себе́, и мир име́йте между́ собо́ю.
И отту́ду воста́ пре́йде в преде́лы Иуде́йския, {чрез страну́ я́же}об он пол Иорда́на. И снидо́шася па́ки наро́ди к Нему́, и я́ко обы́чай име́, па́ки уча́ше их.
[Зач. 42.] А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.
И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
где червь их не умирает и огонь не угасает.
И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
где червь их не умирает и огонь не угасает.
И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,
где червь их не умирает и огонь не угасает.
Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.
Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.
Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.
Дорогие братья и сестры поздравляю всех с памятью великого пророка, Крестителя Господня Иоанна. Мы помним все его советы, действительно старческие советы. Так он учил воинов никого не обижать, не клеветать и быть довольным своей зарплатой. Вот такие простые советы, которые давал им Креститель, крестя в покаяние, действительно предуготавливали паству ко Христу. Для того, чтобы каждому встретиться со Христом, имея правильное устроение, имея правильное настроение в покаянии, в послушаниях, чтобы иметь на послушание Христа ради.
Также мы слышали в Евангелии о том, что может случиться с членом Церкви, когда он не будет иметь духа Христова, а будет иметь дух антихристов. Мы слышали, что такие люди отсекаются, подобно руке или ноге, которая не годная была извержена от тела здорового или глаз, который неправильно видит. Все это образы того, как члены Церкви, погружаясь во грех и уже служа в сатане, отсекаются чтобы Церковь была святая и чистая.
И вот такой пример, мы говорили сегодня что празднуем Предтечу Христова. Такой пример "предтечи" уже не Христа, а русской революции дел антихристианских мы имеем в дворянине, графе Льве Толстом. Казалось бы, прекрасный писатель, но чтобы иметь в полноту мнение о его духовном состоянии, нужно почитать его знаменитое воззвание "к духовенству".
Данное воззвание не особо сильное, потому что как публицист Лев Николаевич не силен. И вот это послание показывает всю глубину духовного падения. Всего ненависть ко христианству, которую он впитал от учений французских революционеров, он был большим поклонником в Жан-Жака-Руссо, и всю его ненависть к тому, что детей воспитывают на Евангелии, в вере Христовой.
Действительно, такого человека нужно было отсечь от Церкви, такого человека нужно было удалить от учения, но так как он подражал старчеству оптинскому, подражал в каком смысле сам, хотел быть старцем, сам хотел учить, доучил до того, что он написал собственное "евангелие", и воспринимать его нужно не как пацифиста, как действительно человека, потрудившегося, чтобы на Церковь начались гонения, чтобы детей не учили Евангелию, Христову, чтобы к власти пришли люди безбожные.
Так будем же помнить, что соль должна быть солона, искажать ее нельзя. В раскол людей уводить нельзя, учить богопротивному нельзя, учить же нужно Евангелию, Царству Божию, и чтобы Господь всех нас просветил. Просветил и в добродетелях, наипаче же в добродетели послушания, Христа ради. Храни Господь!
Иерей Максим Лихонин.