февраля 11, 2025

9 февраля 2025 года

Евангелие от Луки
Лк.18:10–14 (зач. 89).


Челове́ка два внидо́ста в це́рковь помоли́тися, еди́н фарисе́й, а други́й мыта́рь.
Фарисе́й же став, си́це в себе́ моля́шеся: Бо́же, хвалу́ Тебе́ воздаю́, я́ко несмь я́коже про́чии челове́цы, хи́щницы, непра́ведницы, прелюбоде́е, или́ я́коже сей мыта́рь.
Пощу́ся двакра́ты в суббо́ту, десяти́ну даю́ всего́ ели́ко притяжу́.
Мыта́рь же издале́ча стоя́, не хотя́ше ни о́чию возвести́ на не́бо, но бия́ше пе́рси своя́, глаго́ля: Бо́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шнику.
Глаго́лю вам, я́ко сни́де сей оправда́н в дом свой па́че о́наго, я́ко всяк вознося́йся смири́тся, смиря́яй же себе́ вознесе́тся.

 

Синодальный перевод.


два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

 

Дорогие братья сестры, всех причастников, поздравляем с принятием Божественных, Святых Христовых Таин, пусть причащение святых Тела и Крови Господа Нашего будет Вам в укреплении веры, утверждение любви в наших сердцах и просвещение наших мыслей, нашего сердца. Мы вступились в Вами в приготовительные дни, приготовительные дни великого поста. Казалось бы, вчера еще праздновали Рождество, Крещение Господне. И вот уже вчера вечером мы слышали с Вами проникновенные слова покаянной вести «Покаяние отверзи ми двери Жизнодавче". И сегодня слышали Евангелия, повествующие по двух людях, которые пришли помолиться в храм о мытаре и фарисеи.

Мытарь — это был такой чиновник, взыскатель алол, можно было бы сравнить, наверное, с судебным приставом в наше время, который, придя в храм, осознавая свою греховность, осознавая неправедность свою, понимая, что он не только любви осуждая, но и перед Господом виновен, он только произносит несколько слов — «Господи, милостив будь ми грешному!», и уповая только на милость Господа. И в этом же храме другой человек, который относился, так называемой секте в фарисеев, то есть приведен, пример, человека, который во всем стремились внешне исполнять все особенности закона Моисеева, все до одной.

Даже такое было говорится об этом предании повествующие, что носили  они звоночки на своих облачениях, чтобы насекомых даже разгонять, чтобы ни на какую букашку, не наступить, чтобы не обидеть даже бессловесную неразумную тварь. Но что происходит в его сердце, внутреннего Господь приоткрывает эту тайну?

И этот фарисеи, он молится так, что: «Господи, все делаю, жертву даю, молитву совершаю, пощусь перед тобой. Благодарю тебя, Господи, что я не такой, как тот мытарь, о котором все знают, что он грешный».

И то, что происходит в этих людях, это сокровенно, это внутри. Господь открывает, на самом деле, как бы в двух таких противоположностях, что происходит, бывает, в каждой человеке. Разве мы не узнаем себя в этих двух людях?

Бывает так, что помолимся, совершим правило, подготовимся и чувствуем то умиление и с искушения сердца, которое приходит внутри нас. Не достоинство чувствуем, а наоборот чувствуем, произнося слова молитв, что мы еще больше и больше даже чем перечисленные молитвы, что мы грешны перед Богом.

А бывает, наоборот, увидим кого-нибудь, какого-нибудь человека, и внутри себя, как бы начинаем торжествовать, ну слава Богу, что я не такой, я же не пьяница какой-нибудь. Не разбойник или по телевизору увидим какой-нибудь политика, но я тоже не такой, это творит и врет, я-то все-таки стараюсь, и в храм хожу.

И вот, дорогие Господь, первую неделю приготовительную перед великим постом. Он посвящает, как научает нас тому, что должно быть в нашем сердце. Не то, что мы должны есть, как мы должны поститься имеется в виду, что вкушать, что не вкушать, не то, даже какие добрые дела мы должны совершать и какие добродетели.

Господь открывает нам самое главное, как мы беседуем с Богом и что мы думаем о себе самих. Мы знаем все с вами о смирении, что это необходимо. Надо смириться, часто слышим. И даже смиряемся, бывает. Но гораздо важнее, чем просто смирение, смиренномудрие.

Что такое смиренномудрие? Это когда вся наша жизнь, она как бы происходит через вот эту призму, через увеличительное стекло смирения. Мы живем, идем в этой жизни и рассматриваем все свои поступки, и предстоящие, и совершенные с точки зрения того, а мы смиренно поступаем? И опять-таки, если обратиться в содержание смысл этого слова смирение, в чем оно заключается?

Оно заключается не в том, чтобы быть просто тихим и мочалимым, а чтобы быть, иметь мир с Богом, с ближними и самим собой. Смирение происходит именно от слова «мир».

И вот мы с вами сегодня, причастившись, Святых Таинств Христовых, мы можем определить, как мы готовились, насколько правильно мы отнеслись к тому, чтобы очистить свое сердце. Если мы выходим из храмов, если идем домой, если завтра вступим в рабочую неделю, и мы будем в мире прибывать с Богом, с ближними, это значит, мы идем верным путем.

А если мы из храмов вышли, только дошли до дома и как сорвались, значит, всех собак спустили, начинаем ругаться, начинаем осуждать кого-то, это значит, что мы, скорее всего, ошибаемся, что мы не очень верно приготовились.

Есть такая притча монастырская. Был один брат в мастере, очень молчаливый, тихий. И другие братья они восхищались. Какой же он смиренный, вот никогда, значит, не вступит в спор никакой, и вот такой, всегда в уголочке. И как-то они поступили к брату и спрашивают, брат, ну как ты достиг такого смирения, что ты такой молчаливый? - «А что с этими собаками разговаривать?».

Поэтому очень важно не то, что происходит во вне, особенно важно различать, как бы, иметь различие между характером человека и тем устремлениям духовным, которое в нем присутствуют. Есть люди, одни по природе, импульсивные, эмоциональные, такие, они человек, как взрыв. Это не значит, что они более грешные или более правильные. А другие люди, скромные, тихие, спокойные, такие более, может быть, терпеливые даже, но самое главное, что происходит внутри. А внутри должна быть благодарность Богу, и упование на милость Его, как мы вот увидели в примере этого мытаря.

Мы сегодня также вспоминаем, совершаем память святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Есть сонм святых мучеников, исповедников, праведников, которые в предыдущие столетия, своей жизнью, своей проповедью, своим очевидным примером, они сохранили веру и пронесли эту веру для нас, для того, чтобы восстановились храмы, для того, чтобы храмы украсились благолепной живописью, пением и молитвами нашими. За все это мы должны всегда быть благодарны тем, кто положил и жизнь, и кровь пролил за то, чтобы мы могли прославлять Бога сейчас, и чтобы отечество наше вновь стремилось к тому, чтобы вернуть себе вот то высокое звание Святой Руси.

Это и сейчас происходит на полях сражений, потому что воины, которые сейчас там, многие из них, может быть, не особо и знают, что о вере, о мучениках, новомучениках. Кто-то пришел с простой работы, вот он там оказался, но вы знаете, все вместе они являются тем воинством христовым.

Они уже сейчас, за эти годы, которые идет специальная военная операция, символом всего этого сражения стал стяг, образ Спаса Нерукотворного на алом полотне, на красном знамени. Вот этот образ Спаса он объединил всех и православных. И магометане, под этим образом, они идут в атаку, и они защищают, освобождают отечество, потому что противостоят они настоящей на человеконенавистнической злобе, которая уничтожают и своих, и чужих, и военных, и гражданских, и воинов своих бросает в эту мясорубку.

И уничтожают Церковь Православную, которая там бедствует и те архипастыри, и пастыри, которые твердо стоят на стороне Православия. Они сейчас являются исповедниками этой Церкви Русской, потому что они знают во имя чего они стоят.

Поверьте, каждый из архиереев, который сейчас там находится, мог бы совершенно спокойно разменять стояние в Православии на то, чтобы иметь средства, иметь храм и люди бы какие-то пришли. Но это значит, отречься от верности русскому православию, Русской Церкви.

И они этого не совершают. Они стоят терпеливо, принимают, где-то даже и побои. Вот владыка, митрополит Феодосий, который наш воспитанник Калужской семинарии, постриженик Боровского Пафнутьевого монастыря. Все видели эти кадры, как он, отстаивая собор Новочеркасский, и сам получил их биение, поношение, потому что он верен Православию.

Поэтому, дорогие, будем в сердце своим хранить память и о тех новомучениках, исповедниках, которые в прежние годы гонения пострадали, которые сейчас стоят за Православие. И будем эти наступающие дни, приготовительные к Великому Посту, постараемся приготовиться, чтобы молитва наша была чистая, чтобы в ней не было никакой примеси возношения, гордости, а было только смиренномудрие.

Храни вас Господь и Матерь Божия!

Архимандрит Макарий (Комогоров)