февраля 24, 2025

23 февраля 2025 года

Евангелие от Матфея
Мф.25:31–46 (зач. 106).


Егда́ же прии́дет Сын Челове́ческий в сла́ве Свое́й и вси святи́и А́нгели с Ним, тогда́ ся́дет на престо́ле сла́вы Своея́,
И соберу́тся пред Ним вси язы́цы, и разлучи́т их друг от дру́га, я́коже па́стырь разлуча́ет о́вцы от ко́злищ,
И поста́вит о́вцы одесну́ю Себе́, а ко́злища ошу́юю.
Тогда́ рече́т Царь су́щим одесну́ю Его́: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния міра.
Взалка́хся бо, и да́сте Ми я́сти, возжада́хся, и напои́сте Мя, стра́нен бех, и введо́сте Мене́,
Наг, и оде́ясте Мя, бо́лен, и посети́сте Мене́, в темни́це бех, и приидо́сте ко Мне.
Тогда́ отвеща́ют Ему́ пра́ведницы, глаго́люще: Го́споди, когда́ Тя ви́дехом а́лчуща, и напита́хом? Или́ жа́ждуща, и напои́хом?
Когда́ же Тя ви́дехом стра́нна, и введо́хом? Или́ на́га, и оде́яхом?
Когда́ же Тя ви́дехом боля́ща, или́ в темни́це, и приидо́хом к Тебе́?
И отвеща́в Царь рече́т им: ами́нь глаго́лю вам, поне́же сотвори́сте еди́ному сих бра́тий Мои́х ме́ньших, Мне сотвори́сте.
Тогда́ рече́т и су́щим ошу́юю Его́: иди́те от Мене́, прокля́тии, во огнь ве́чный, угото́ванный диа́волу и а́ггелом его́.
Взалка́хся бо, и не да́сте Ми я́сти, возжада́хся, и не напои́сте Мене́,
Стра́нен бех, и не введо́сте Мене́, наг, и не оде́ясте Мене́, бо́лен и в темни́це, и не посети́сте Мене́.
Тогда́ отвеща́ют Ему́ и ти́и, глаго́люще: Го́споди, когда́ Тя ви́дехом а́лчуща, или́ жа́ждуща, или́ стра́нна, или́ на́га, или́ бо́льна, или́ в темни́це, и не послужи́хом Тебе́?
Тогда́ отвеща́ет им, глаго́ля: ами́нь глаго́лю вам, поне́же не сотвори́сте еди́ному сих ме́ньших, ни Мне сотвори́сте.
И и́дут си́и в му́ку ве́чную, пра́ведницы же в живо́т ве́чный.

 

Синодальный перевод


Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

 

Возлюбленные во Христе братья и сестры поздравляю всех со Святым Христовым Воскресением!

Третью неделю мы слышим от Христа притчи о суде.

Сейчас, само слово суд нас пугает. В древности же пророки требовали суда Господня. Так говорил Иов «Тогда зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне.» (Иов. 13:22). «Суди суд мой и избави мя, словесе ради Твоего живи мя» (Пс.118:154) – вопиет царь Давид.

Жажда Суда Божия есть та самая жажда Правды Божией – одного из блаженств Нагорной проповеди. Поэтому Господь нас и учит действительно важным для нас тайнам Царствия Божия.

И образ мытаря и фарисея и двух сынов Отца – образы праведного суда. И сегодня Христос еще раз напоминает образ христианского гуманизма. Где мерилом выступает Сын Человеческий и Его Любовь, покрывающая «братий Моих меньших» (Мф.25:40). Как далеко отстоит от этой Любви гуманизм Просвещения, и все то, что вызывало трепет у борцов за права эфемерных «классов» в XX веке.

Бог начал свой суд очень давно, с тех времен как спрашивал потерявшего себя в Раю Адам: «Где ты?», как настойчиво просил сына его Каина: «Властвуй над грехом!». Участь отверженных на суде предрешена их лживой глухотой и притворной слепотой: «Огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13:15).

Будем слышать, о чем зовет Правда Божия, будем помнить, что братьями меньшими называли не бессловесных животных, а всех потомков Адама. И ответственно совершать течение своей жизни, памятуя, что наш суд и предстояние пред Правдой начинается с нашего рождения, от первого крика до последнего вздоха.

Храни Господь!

Иерей Максим Лихонин