Литургию возглавил иеромонах Феофан (Сурин), в сослужении иеромонаха Алексея (Щукина) и диакона Максима Тихоцкого. Богослужебные песнопения исполнил хор Калужской духовной семинарии и училища. Возлюбленные во Христе братья и сестры, поздравляю всех со святым Христовым Воскресением! Вот и добрались мы до дней, когда мы воспоминаем праотца Адама. Церковь не празднует дня основания Рая, но особо отмечает событие, когда прародители его покинули. Все, потому что всего Эдема для человека оказалось мало… Адам неоднократно замыкался в себе. Так нарекая имена всем живым созданиям «не нашлось помощника, подобного ему» (Быт.2:20). И Бог умножает человека, чудесным образом. Но и Ева как повествует Писание, была оставлена вниманием Адама. Для Востока немыслимо чтобы муж не знал где его жена, и чем она занимается. Поэтому вкушение запретного плода даже не было отрефлексировано праотцом, сказано «и он ел» (Быт.3:6). Только лишение Духа Господня первых людей было замечено, как нагота телесная (Быт.3:7). Звал Бог первых людей в Раю среди «прохлады дня», а они прятались от Него «между деревьями Рая» (Быт. 3:8). Чтобы преодолеть эту дурную бесконечность Бог упорядочивает мир «катастрофически», так определяет это богослов Владимир Лосский. После Откровения, данного первым людям: ««земля проклята за человека», и сама красота космоса становится двусмысленной. Истинная вселенная, истинная природа утверждаются только благодатью. Вот почему грех открывает драму искупления. Второй Адам предпочтет Бога именно там, где первый Адам предпочел самого себя: сатана приступит ко Христу после Его крещения и предложит Ему то же искушение, но искушение трижды разобьется о соединенные в Нем волю Божественную и волю человеческую». Врата Рая сегодня распахнуты для того, чтобы человечество услышало голос Сына Человеческого: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11:28). Он зовет нас дальше к исполнению блаженств Нагорной проповеди, к стяжанию Духа, которым оскудел первый человек. Насытимся святой Четыредесятницей, уготоваем нашу «храмину» души для Духа Господня, ведь она для Бога дороже чем весь тварный мир и сам Эдэм. Храни Господь! Иерей Максим Лихонин |
|